Любовь Сытько: «Современная  музыка —  сплав всего многообразия стилей»

 

Любовь Сытько — молодой белорусский композитор, педагог, ведущая концертов для детей в Белгосфилармонии, преподаватель музыкальной школы АртГранд рассказывает о музыке, своей профессии, преподавании.

 

28 марта в Малом зале Белгосфилармонии состоится концерт педагогов школы АртГранд Артема Шаплыко. Расскажите, как ведущая концерта, какова его концепция и основная тема?

— Музыкальная школа АртГранд дважды в год устраивает концерт педагогов. Это весьма вдохновляющий пример для учеников: когда они видят своего учителя на сцене, это лучше тысячи слов. Концерт проходит в форме интерактива, зрители могут подойти к артистам во время антракта, побеседовать, задать вопросы. Объединяющая всех участников концерта идея — любовь к музыке. Наша миссия в том, чтобы передать это чувство зрителям, вдохновить их на творческие поиски.

Какое из ваших произведений будет представлено в этот раз на сцене?

— В программе концерта оно обозначено как премьера-сюрприз. Скажу только, что музыка создана специально для школы АртГранд. Стихи написала белорусская поэтесса Юлия Лиж.

Вы пишете и симфоническую музыку?

— Да, в творческой копилке у меня есть симфоническая поэма и кантата для солистов, хора и струнного оркестра. Сейчас я занимаюсь камерной музыкой больше, потому что гораздо легче найти, скажем, струнный квартет, который исполнит твою музыку, нежели договориться с симфоническим оркестром.

К примеру, в декабре этого года я участвовала в проекте «Трамонтана», в который вкладывает силы и душу музыкант оркестра Большого театра, талантливый исполнитель на ударных инструментах Михаил Константинов. Проект этот появился пять лет назад по инициативе Михаила и композитора Галины Гореловой. За этот период в концертах «Трамонтана» прозвучало много прекрасных сочинений-премьер, многие из которых были написаны специально для Михаила. Он – яркий исполнитель-энтузиаст, вдохновляющий композиторов писать музыку для ударных.

Вам нужно вдохновение?

Я бы ответила, что аппетит приходит во время еды. В композиции есть ремесленная сторона и есть сторона творческая, абсолютно как и в любой профессии. Это только кажется, что композитор гуляет по лесу, слышит музыку, приходит домой и записывает. На самом деле, сочинение музыки – это очень кропотливая работа над преодолением материала, над преодолением себя. Композитор Вячеслав Кузнецов как-то сказал, что композиция – это умение начинать все время с чистого листа. Творческая часть работы найти идею, интересный образ, звуковое воплощение. А техническая сторона —развить этот материал настолько ясно, чтобы слушатели поняли тебя, чтобы в итоге получилась качественная работа. При этом настоящего профессионала отличает умение в каждом сочинении выстраивать новую оригинальную концепцию, не повторяться.

Современная музыка очень многогранна, и это хорошо, что время нам сейчас позволяет выражаться так как хочется. Уже никто не сможет обвинить тебя в излишней традиционности, или, наоборот, современности. Меня очень вдохновляет вокальная музыка Дмитрия Смольского, он создавал удивительно простые романсы с очень естественной интонацией. При этом он одним из первых в Беларуси в 60-е годы прошлого века начал использовать авангардные техники письма.

Кто вы в первую очередь: композитор, теоретик, педагог, ведущая концертов?

Этот вопрос меня всегда ставит в тупик. Я достаточно многозадачный человек, да и вообще, мне кажется, что женской природе, в принципе, присуще стремление все совмещать, многогранность интересов. Я закончила колледж как музыковед, а Академию музыки как композитор. Еще будучи студенткой, начала преподавать и писать статьи для газеты «Літаратура і мастацтва». В первую очередь я, конечно, композитор, но стараюсь уделять время и научной деятельности: учусь в аспирантуре, пишу диссертацию. Также совмещаю педагогическую работу на разных ступенях образования и творческую работу лектором-музыковедом в филармонии. Все это важная часть меня.

Мне кажется, что многозадачность уже заложена в нашей профессии. Многие композиторы были еще и прекрасными исполнителями, дирижерами, музыкальными критиками, исследователями, педагогами. Проблема в том, что нет такой профессии композитор. На музыке сложно заработать. Я имею ввиду академическую музыку, а не музыку к фильмам, рекламе и т.д. Поэтому выпускники кафедры композиции занимаются педагогической деятельностью, исполнительством и т. д. А сочинение становится некой духовной практикой, которой занимаются в свободное от работы время.

Интервью Сытько Любовь

Бытует мнение, что уже все написано в плане музыки…

— Наверное, такое мнение бытовало всегда. В ХХ веке, например, считали, что все, что можно было сделать в классическом русле, уже сделано, и пытались создать совершенно новый музыкальный язык. Но, как оказалось, все новое – это возрождение хорошо забытого старого.

Преимущество нашего времени в том, что сегодня можно писать любую музыку, главное, найти свой собственный язык, свой собственный стиль, который не обязательно должен быть только в каком-то радикальном ключе, но он может быть и в классической традиции. Композитор Арнольд Шёнберг, который создал новую додекафонную систему, перед смертью сказал, что в до-мажоре написана еще далеко не вся музыка.

И композиторы, в том числе белорусские, доказывают, что и сегодня можно создавать совершенно новую, свежую музыку.

  Есть ли жанры в современной музыке, равные классической?

— Музыка была разнолика всегда. Некоторые из классических произведений, которые мы сегодня воспринимаем как «серьезную» музыку, были созданы для развлечения, это была популярная музыка того времени. Мой учитель, белорусский композитор Владимир Дорохин, всегда говорит, что не бывает плохой музыки, и в любом из жанров можно создать что-то интересное и оригинальное. Лично мне ближе академическая традиция. Современные композиторы доказывают, что такая музыка может быть вполне понятна и доступна для восприятия любого слушателя. Например, Гия Канчели писал как киномузыку, так и академическую музыку, и  при этом все его симфонии настолько глубоко душевные и эмоциональные, что вызывают отклик и у неподготовленной публики.

Как бы вы определили нынешнюю эпоху в искусстве? Какое бы название дали? 

—  Для того чтобы ответить, надо очень хорошо знать, что происходит во всем мире. Да и должно пройти какое-то время, чтобы мы осмыслили и осознали то, что сейчас происходит. Некоторые говорят про пост-пост модерн, метамодернизм. То что я сейчас вижу, это эпоха свободы самовыражения, ты можешь писать сложно или просто, можешь использовать традиционные инструменты, а можешь создавать компьютерную музыку. Я не сказала бы, что есть какой-то упадок в плане зрительского интереса, все равно люди ходят на концерты. На незнакомые фамилии, правда, не очень активно. Поэтому сейчас, можно сказать, эпоха менеджеров и продаж. Но если обратиться к истории, часто музыку гениальных композиторов не исполняли при жизни, потому что люди ее не понимали.

Почему, на ваш взгляд, сейчас нет таких вершин в музыке как Моцарт, Бах?

— Есть, конечно же. Например, Арво Пярт — композитор, который изменил сознание людей. Он начинал с авангардной музыки, потом несколько лет вообще не писал, изучал старинную полифонию. А затем создал новую технику – tintinnabuli. Его музыка очень проста и благозвучна, но при этом строго организована. Это направление называют «Новая простота» или «Духовная простота». Среди хаоса современного города, стремительного развития технологий, знаете, такой зеленый оазис получается.

Или, например, композитор Петерис Васкс. Я была на концерте в филармонии, когда его музыку исполняли в рамках фестиваля Башмета. И я видела, что из зала многие зрители выходили потрясенные. Потому что все привыкли думать, что современная музыка — это сложно. И вдруг прозвучала красивая и понятная музыка.

Для какой-то систематизации и отбора должно пройти время. Например из эпохи классицизма мы знаем всего нескольких композиторов, но на самом деле их было гораздо больше. Но, однако, в веках сохранилось не так много имен.

Сегодня и в белорусской музыке есть крупные фигуры: Евгений Глебов, Анатолий Богатырев, Дмитрий Смольский, Андрей Мдивани и др. Есть и замечательные белорусские женщины-композиторы. Наша первая женщина-композитор — это Эди Моисеевна Тырманд, она еще в военное время переехала к нам из Варшавы и здесь осталась.  Следующее поколение — это Галина Горелова, сегодня один из самых исполняемых композиторов. Также Людмила Шлег, Лариса Мурашко, Лариса Симакович. Среди молодого поколения самые яркие имена —  Ольга Подгайская, Елена Гутина, Екатерина Шиманович.  Хороших композиторов гораздо больше, но многие уезжают.

Наша школа, композиторская учебная система основана на советских традициях обучения. В странах Европы композиции учат совсем по-другому, системы очень разнятся. Наши педагоги-композиторы считают, что сначала надо заложить фундамент, возвести стены, а потом на них клеить обои и украшать. Потому что без прочного фундамента никак. При этом немаловажную роль в работе композитора, мне кажется, имеет наличие внутреннего цензора. Если человек не может критические осмысливать то что он делает, он не развивается, не растет. А в профессии главное это развитие и работа над собой. Если человек не осознает свои недостатки, учить бесполезно .

Вы преподаете в школе АртГранд теорию музыки?

Теорию, сольфеджио и композицию. Преимущества школы АртГранд в том, что занятия у нас, в основном, индивидуальные, нет оценок и экзаменов. При обучении мы учитываем конечную цель, которую ученик хочет достичь, и его индивидуальные особенности. Например, кому-то знание теории музыки необходимо для поступления, а кто-то занимается «для себя». Кому-то учеба дается легче, кому-то сложнее. Человек должен расти и развиваться на уроках, при этом ему не должно быть скучно или непонятно. Мне очень повезло с коллегами в школе АртГранд, это настоящие энтузиасты, которые влюблены в свое дело.

Интервью Сытько Любовь

Автор: АртГранд
Дата публикации: 26.03.2021
Материал был использован в  «Настаўніцкай газеце»

 

 

Хотите стать учеником Музыкальной школы АртГранд?

Чтобы начать обучение в Музыкальной школе АртГранд, пожалуйста, заполните форму обратной связи:



    Выражаю свое свободное, однозначное и информированное согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой в отношении обработки персональных данных.

    Выбираете подарок для близкого человека?

    Подарочный сертификат на обучение в Estrada ArtGrand Music School – это подарок, который точно не залежится на полке: в частной музыкальной школе Артема Шаплыко ученики учатся с удовольствием и получают качественное музыкальное образование!

    Подробнее по телефонам: +375 29 381 2237,  +375 29 781 2237

     

    Ждем Вас по адресу: Минск, ул. Раковская, 16А