Интервью с Мариной Панченко

Педагог Марина Панченко о скрипке, о любви и сотрудничестве в музыке

7 марта музыкальная лаборатория АртГранд и Художественная галерея Михаила Савицкого приглашают на концерт-встречу скрипачей «Тутти», который объединит на одной сцене педагогов и их учеников. Вести концерт будет Марина Панченко — педагог музыкальной школы АртГранд Артема Шаплыко, автор собственной методики обучения игре на скрипке.

 

Марина, что за мероприятие вы представите вашим зрителям и слушателям на площадке Художественной галереи Михаила Савицкого?

— Я бы сказала, что это не традиционный концерт, а, скорее, встреча друзей и коллег. Для участия приглашена моя бывшая ученица, которая выпускалась, когда я работала в Детской музыкальной школе искусств № 11 имени В. В. Оловникова. Сегодня она преподает в этой же школе и придет на нашу концерт-встречу со своими учениками и коллегами. Мы увидим выступления скрипичных, камерных ансамблей, а также сольные номера.

Музыкальную школу АртГранд представят семь моих учеников разных возрастов, начиная с семилетнего. А самая старшая наша ученица, которая выступит в ансамбле скрипка + фортепиано, музыкальную школу окончила 30 лет назад. Она врач-офтальмолог и увлеченный музыкой человек, долгое время занималась гитарой, а когда открылась школа АртГранд, дающая возможность учиться музыке людям любого возраста, пришла к нам осваивать игру на скрипке.

Также на нашей встрече выступят ученики и педагоги Лепельской детской школы искусств.

Марина, расскажите о себе, с чего начиналась и как складывалась ваша профессиональная карьера?

— В детстве я особенно не мечтала быть музыкантом. Хотела быть художником, работать в Хохломе, расписывая посуду. Я сама родом из России. Поселок, в котором родилась, находится недалеко от Ясной Поляны — родового поместья Льва Николаевича Толстого. В нашем небольшом «Первомайском» — поселке на 1500 жителей — были две базовые школы-десятилетки, восьмилетка, школа рабочей молодежи, музыкальная школа, дом культуры, прекрасный парк. Помню его, украшенный множеством скульптур (женщина с веслом, пионеры с собачкой и т. д.), аттракционы, пруд, вышки для прыжков в воду, стадион, бассейн. В юности такие вещи особо не ценишь, а сейчас воспоминания очень ностальгические. Я ходила в музыкальную школу и лыжную секцию, занималась чеканкой, и когда «нацелилась» ездить в районный центр в художественную школу, родители мне сказали: ты хотя бы то, чем уже занимаешься, вытяни.

После музыкальной школы я поступила в музыкальное училище в Туле, которое окончила в 1980 году. На первом курсе я была уверена, что я случайный человек в училище, что это скоро поймут и меня исключат. Поэтому очень старалась учиться и окончила училище с красным дипломом.

Домашние, конечно же, пытались направить меня поступать в вуз в Москву, потому что близко — три часа на поезде, тем более до этого я целый год занимались с педагогом из Гнесинского института. Это было как раз летом во время Московской Олимпиады. Не было мест в общежитии для абитуриентов, да и в столицу мне не хотелось. К тому же накануне, на зимних каникулах, мы с мамой приезжали к родственникам в Минск, где я сходила на прослушивание в Белорусскую государственную консерваторию. И здание консерватории, и педагог, который меня прослушивал, меня просто очаровали, поэтому и решила, что хочу только в Минск. И несмотря на то, что тем летом я начала сдавать экзамены в филиале Гнесинского института в Ростове, и уже зная, что прохожу по баллам, я все-таки забрала документы и улетела в Минск. Через месяц я поступила в консерваторию. Училась у легендарного музыканта и педагога Лючии Леонардовны Ластовки. Мой самый любимый педагог.

Марина Панченко - интервью

Верно ли, что игре на скрипке могут учиться только люди с абсолютным слухом?

— Это всеобщее заблуждение, так же, как и то, что некоторые люди вообще не обладают музыкальным слухом. Слух либо есть, либо человек не слышит вообще. Все остальное вырабатывается, воспитывается путем тренировок. Сейчас даже есть специальная методика: 10 000 часов тренировки и человек приобретает абсолютный музыкальный слух. А скрипачам, особенно во время игры в ансамбле, оркестре абсолютный музыкальный слух иногда даже мешает.

Марина Панченко - интервью

Вы преподаете изначально или играли в каких-то коллективах?

— В профессиональных оркестрах не играла, хотя поначалу очень сильно стремилась. Но меня устраивала педагогическая работа, когда дети были маленькими. У нас не было здесь бабушек, поэтому муж работал по одному графику в оркестре Большого театра, а я в школе — по другому, чтобы можно было подменять друг друга дома.

Я бы не отказалась ни от одного этапа в своей профессиональной биографии. В начале 1990-х было много энтузиазма у людей, и многие уезжали в сельскую местность поднимать культуру. Я также работала в деревне в Воложинском районе, в сельской школе искусств, которую организовали энтузиасты из Минска. Поначалу было сложно, а потом поняла, как это здорово, попробовать себя в системе образования в разных условиях. В сельской школе я отработала три года, а затем рядом с нашим домом в Малиновке построили школу, в которой открылось музыкально-эстетические отделение, и прошли мои следующие почти 15 лет жизни. Параллельно, некоторое время играла в любительском Камерном оркестре «Ричеркар», который организовал меценат Михаил Абрамович Панас, совершенно удивительная личность. В оркестре играли педагоги из музыкальных школ и студенты. Мы работали на площадке ДК МАЗ, у нас были даже гастроли в Архангельске, Северодвинске, Киеве с презентацией наших белорусских автобусов. Два раза в году мы «поднимали» серьезную классическую программу, на Новый год и на День Победы.

Марина Панченко - интервью

Ваши дети также музыканты?

— Дети нашли себя в других сферах. Сын работает в IT, дочь зарегистрировала свою торговую марку. Меня родители учили делать выбор в жизни, а потом нести ответственность за него. Точно так же мы с мужем учили своих детей. Они, конечно, окончили музыкальную школу и, естественно, по классу скрипки… Но для того, чтобы выбрать музыку профессией, наверное, надо быть очень увлеченным человеком и постоянно жить ею, как Артем Шаплыко.

Марина Панченко - интервью

Какие дополнительные возможности открывает для своих учеников школа АртГранд, которой руководит Артем Шаплыко?

— У нас в стране наступил совершенно замечательный период, когда люди, научились зарабатывать и обеспечивать свой быт, а теперь имеют возможность вкладывать средства в личностное развитие и хобби. И это здорово! Когда раньше, услышав рассказы о том, как в Европе, к примеру, профессиональный хирург или профессор университета встречается с друзьями для того, чтобы поиграть с ними в ансамбле Гайдна или попеть в четыре голоса, я верила, что и в Беларуси когда-нибудь наступят такие же времена, и обучаться музыке смогут люди любого возраста и профессии.

Я тридцать лет работала в государственных музыкальных школах и точно могу сказать, что обучение в государственной музыкальной школе — это, по сути, предпрофессиональная ступень, и поэтому она подходит далеко не всем: либо ты соответствуешь по своим способностям и трудозатратам, либо нет — под тебя «подтанцовывать» никто не будет. Те, кто соответствуют уровню, хорошо учатся, развиваются, они могут не стать музыкантами, но приобретают хорошие музыкальные знания. Образовательные услуги, начальная музыкальная подготовка на таком высоком уровне практически ни в одной западной стране государством не оплачиваются, все ложится на плечи родителей. Уже потом учениками зарабатываются определенные гранты, они поступают в какие-то учебные заведения, получают стипендии и т. д.  В наших государственных музыкальных школах есть условная оплата, которую вносят ученики, но, по большому счету, полное обучение оплачивается государством. И это очень важно.

В учреждении дополнительного образования, таком, как Музыкальная школа АртГранд, учеба не связана с календарем, ты можешь прийти в любое время, выбрать программу и педагога, оплатить и начинать занятия по индивидуальному графику. Мы имеем возможность работать очень по-разному, гибко, конкретно подстраиваясь под каждого ученика. Школа АртГранд Артема Шаплыко и сообщество музыкантов-любителей «Мир классической музыки» объединяют профессиональных музыкантов и любителей, создавая уникальную среду для того, чтобы они могли общаться, делиться знаниями, получать музыкальный опыт, тем самым развивая свои незадействованные в основной профессии навыки и умения. Это первые ласточки в Беларуси, и очень хочется, чтобы подобных энтузиастов и организаций у нас становилось как можно больше. Музыка объединяет, и в год единения давайте начнем находить больше радости и пользы от музыки и общения друг с другом.

Автор: АртГранд
Дата публикации: 04.03.2021

АртГранд - Тутти

Хотите стать учеником Музыкальной школы АртГранд?

Чтобы начать обучение в Музыкальной школе АртГранд, пожалуйста, заполните форму обратной связи:



    Выражаю свое свободное, однозначное и информированное согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой в отношении обработки персональных данных.

    Выбираете подарок для близкого человека?

    Подарочный сертификат на обучение в Estrada ArtGrand Music School – это подарок, который точно не залежится на полке: в частной музыкальной школе Артема Шаплыко ученики учатся с удовольствием и получают качественное музыкальное образование!

    Подробнее по телефонам: +375 29 381 2237,  +375 29 781 2237

     

    Ждем Вас по адресу: Минск, ул. Раковская, 16А