Зачем взрослые, серьезные люди каждую неделю посещают занятия в музыкальной школе и обучаются игре на инструментах, вокалу, сольфеджио? Для чего состоявшимся профессионалам, имеющим хорошую работу совсем в другой сфере, тратить на уроки музыки драгоценное время? Ученицы музыкальной школы АртГранд и участницы музыкального дуэта Viola amabile Виолетта Катаева и Зоя Курак совсем недавно блестяще выступили с сольным концертом на сцене Белгосфилармонии, что не доступно для многих профессиональных музыкантов. «Прекрасное выступление», «очень вдохновляет и трогает душу», «в жизни бы не сказала, что композиции исполняли непрофессиональные музыканты» — таковы восторженные отзывы зрителей после концерта творческого дуэта. Музыканты Виолетта Катаева и Зоя Курак делятся своими размышлениями и личным опытом.
– Зоя, насколько важны эмоции для музыканта? Насколько эмоциональны вы? Особенно интересно слышать ответ медика.
– Для музыканта, конечно, важно вдохновляться, пропускать эмоции через себя. Не знаю, как можно играть музыку, не переживая и не проживая ее. Так только робот, наверное, может. Хотя иногда эмоции, волнение мешают на сцене, но я ведь не профессионал, и оптимального сценического состояния достигнуть удается не всегда.
Когда полтора года назад я, после долгого перерыва, вновь взяла в руки скрипку – достала с антресолей, что называется – я как будто бы опять пошла в первый класс. Поэтому, когда ты волнуешься и переживаешь перед выступлением очень сильно, это трудности, я думаю, чисто технические, в силу того, что я совсем новичок.
Хотя, конечно, я очень эмоциональна, даже сказала бы – гиперэмоциональна, но это внутреннее «горение» (несмотря на то, что друзья периодически говорят, что у меня все написано на лице), поэтому на работе приходится осуществлять постоянный эмоциональный контроль, так как медики, конечно, должны сдерживать свои эмоции.
– Достали скрипку с антресолей? У вас был опыт игры на инструменте?
– Когда мы с сестрой пришли поступать в музыкальную школу, оказалось, что оба ребенка из одной семьи не могут быть приняты по классу фортепиано. Сестра наотрез отказалась менять инструмент, а я согласилась на скрипку. У меня была прекрасная учительница по специальности –Татьяна Леонидовна Хандрас. Я закончила музыкальную школу и собиралась поступать в музыкальное училище, но… передумала.
– Чтобы играть на скрипке, нужно иметь абсолютный слух?
– Это не так. И у меня нет абсолютного слуха. Я бы сказала даже, что это в каком-то смысле отягощающая вещь, ведь люди с таким слухом слышат не только любую фальшь, но и мельчайшие нюансы и неточности.
– Виолетта, действительно ли существует такая корреляция, когда можно по выбору инструмента сказать, кто человек по характеру? Человек выбирает инструмент не просто так?
– Никогда об этом не задумывалась. В детстве, при поступлении в музыкальную школу, за меня выбор сделала мама. Интерес и любовь пришли гораздо позже, когда уже стало что-то получаться, в музыкальном училище. Затем работала по специальности – преподавала фортепиано в музыкальной школе семь лет. А потом переехала в Минск, чтобы учиться парикмахерскому искусству, которое увлекало меня с юности. Это был один из самых сложных выборов в моей жизни – уйти из одного любимого дела к другому любимому…
Парикмахерское искусство – это та же музыка, однажды для меня самым большим открытием стало то, что это, практически, одно и тоже. Ты находишь внутреннюю красоту человека, придумываешь, как прическа впишется в общую картинку, как она согласуется с его фигурой, профессией, образом жизни. Я очень люблю посещать различные мастер-классы, парикмахерские тусовки, учебные семинары, мне интересно вариться в этой кухне, обожаю творческую атмосферу.
Сегодня время вносит новые коррективы. Все меняется, и ты должен измениться. Я работаю сама на себя, поэтому у меня гораздо больше времени, чем если бы я была наемным работником. Ты можешь управлять своим временем, ставить расписание так, чтобы всем, и тебе и клиентам, было удобно.
– Зоя, а ваша суровая профессия?
– Ну, как суровая. Я детский офтальмолог, здесь особая специфика. Ты должен обязательно расположить ребенка к себе положительной энергетикой, ведь дети все чувствуют. Для этого нужно быть всегда открытой, в хорошем настроении, и в этом очень помогает музыка. Все взаимосвязано.
– Что, на ваш взгляд, помимо хорошей школы, нужно для музыкального развития и роста человеку, который занимается любительским исполнительством?
Виолетта: Общий уровень духовности, для меня эта составляющая является ведущей. Твои убеждения, твоя вера. Это привносит в исполнение чувство, которое движет музыкой, а через музыку ты это привносишь в жизнь. Вечный двигатель такой.
Зоя: У любителя-музыканта времени для занятий на инструменте гораздо меньше, чем у профессионала. Необходимо чаще слушать игру профессиональных исполнителей высокого уровня и подключаться. Вдохновение тоже должно быть.
– Кто ваши педагоги в АртГранд? Как часто вы занимаетесь?
Виолетта: Артем Шаплыко, прекрасный пианист и директор школы АртГранд, занимается со мной специальностью, а педагог Татьяна Лукьянова – ансамблем. Считаю, что мне очень повезло –каждый из них дает что-то свое, учит ценным вещам. Благодаря этому мое общее восприятие инструмента, игры, музыки все время расширяется, а если прибавить еще и личный интерес, который я черпаю из жизни, все время присутствует ощущение, что складывается некий пазл. Когда ты это привносишь в музыку и в жизни что-то начинает выстраиваться. Выстраивается в жизни, и ты привносишь новую энергию в музыку. И этот процесс не заканчивается, за одной дверью открывается еще одна дверь. Я очень вдохновляюсь этим.
Зоя: Я бы тоже, конечно, ходила к двум педагогам, но времени совершенно нет. Поэтому я занимаюсь один раз в неделю. Первым преподавателем была Марина Панченко, а сейчас со мной работает Лейла Акберова. Это талантливые и энергичные люди, настоящие профессионалы, которые вдохновляют и помогают найти ресурсы и возможности в моем исполнительстве. Также, в школе АртГранд я занимаюсь вокалом у Ксении Бех. Это замечательный преподаватель, постоянно ищущий новые приемы работы с голосом.
– А сколько часов посвящаете игре на инструменте дома?
Зоя: Дома часто поглощают другие дела, к тому же есть еще много разных интересов. Но, тем не менее, каждый день я старюсь хотя бы час поиграть – два часа было бы здорово, но после работы это иногда нереально.
Виолетта: Я очень много времени посвящаю игре. Не могу сказать, что занимаюсь ежедневно, но бывают дни, особенно выходные, когда я могу играть весь день. В силу того, что я свободный художник, могу управлять своим временем.
– В октябре на малой сцене Белгосфилармонии состоялся ваш сольный концерт «Посвящение А. Пьяццолле», на котором ваш дуэт Viola amabile исполнил музыку знаменитого аргентинского композитора. Так ли это важно сегодня собирать залы, когда можно все записи просто выложить в интернет?
Виолетта: Когда ты садишься играть и чувствуешь, что входишь в контакт с залом – это какое-то особое ощущение, я не могу сравнить его ни с чем. Это как в космосе побывать…
Об этом выступлении я мечтала очень давно и думала, что если хотя бы один человек из всех пришедших на концерт заинтересуется и наша игра вдохновит его, я буду счастлива. И у нас получилось: после концерта мне писали знакомые и незнакомые люди о том, что они открыли для себя Астора Пьяццоллу, что они слушают его музыку и в восторге от нее.
Это похоже на мои собственные впечатления от конкурса непрофессиональных поэтов и писателей, который я посетила несколько лет назад как зритель и слушатель. Я тогда словила себя на мысли, что меня трогало творчество абсолютно каждого участника какой-то неподдельной искренностью на грани, и я плакала буквально от каждого выступления.
Зоя: На фоне нынешней эпидемической ситуации все поняли, что значит сидеть в четырех стенах и что все зум-конференции и встречи, онлайн концерты – это всё лишено какой-то важной составляющей. Нет магии живого общения. Когда я прихожу на чей-то концерт как слушатель, то очень здорово, если удается достичь состояния полного погружения в музыку – так называемого «состояния потока», когда время и пространство как бы перестают существовать, и 2 часа концерта пролетают абсолютно незаметно. После такого чувствуешь себя обновленной, другой… Может быть, такое состояние у слушателей возможно тогда, когда и исполнитель переживает то же самое?.. Мне кажется, что и слушатели, и сами музыканты именно за этим приходят на живые концерты…
– Часто говорят, что классика – это что-то скучное, или что-то из прошлого. Готовы ли вы поспорить?
Зоя: Наоборот, сейчас все возвращается к классике. Это настоящее. Это как данность. Музыка –это стихия, а классическая музыка – особая стихия, вечная, которая никуда и никак не пропадет.
Виолетта: Для меня музыка – это больше всего про свободу. И именно с помощью классической музыки я освобождаюсь от своих зажимов, каких-то страхов.
Зоя: Да, это свобода, причем некоторые даже не подозревают, насколько свободными можно быть, погружаясь в музыку.
– Как бы вы определили нынешнюю эпоху в искусстве? Какое бы название дали?
Виолетта: Мне кажется, это такое интересное время, особенное, неожиданное, быстро меняющееся, очень быстро движущееся. И тебе надо тоже меняться вместе с ним. Но придумать название я не могу.
Зоя: Сложно сказать. Сегодня многие авторы ничего своего не придумывают, берут классику, осовременивают. Честно говоря, я не понимаю зачем, но, может, это кому-то и интересно.
– Возможно ли постоянно поддерживать высокий уровень вдохновения и мотивации? Многие сталкиваются с непреодолимостью мотивационной ямы. Было ли у вас такое?
Виолетта: Конечно, это нормально, где-то упираешься во что-то, думаешь, что, наверное, я не смогу. Иногда какой-то перфекционизм тебе указывает, что ты должен играть идеально, а так еще не получается. И это здорово меня лично «сдувает».
– Что делаете?
Виолетта: Могу поныть перед преподавателями. С Татьяны как с гуся вода. Артем на вопрос, можно ли поныть, отвечает, что можно, но только быстро. А потом я задаю вопрос себе: «Ну брошу занятия, и что?»
Зоя: Я понимаю, что никогда не буду играть, как профессионал, занимаюсь, потому что хочется развиваться до своего максимально возможного уровня. Это образ жизни.
– Зоя, а вы также увлечены авторской песней. Вы автор или исполнитель? Авторская песня в принципе актуальна сегодня?
– Авторская песня – это тоже моя любовь, еще один океан. Здесь появляется, кроме звука, слово. Один из известных бардов говорил, что произведения этого жанра складываются из трех текстов – музыкального, собственно текста и интонационного текста. Я исполнитель, увлекаласьбардовской песней еще в школе, когда уже занималась на скрипке. Как-то одноклассница принесла гитару в школу, мы увлеченно слушали ее где-то в лестничном пролете, и я подумала, почему я не играю на этом инструменте? С этого все и началось…
– Кого поете? Выступаете ли с концертами?
– Елена Фролова, Сергей Никитин, Татьяна Дрыгина, Александр Иванов, Михаил Щербаков, Булат Окуджава, Юрий Визбор и многие другие — у каждого автора можно найти свою песню. До пандемии концерты авторской песни, встречи, междусобойчики устраивались с завидным постоянством. Сегодня, конечно, стало сложнее, но слеты проходят, народ ездит.
Виолетта: Я была на одном выступлении Зои, она практически дала полный концерт. Это было мощно.
– Музыка – это самоцель или способ что-то донести?
Виолетта: Музыка не может быть самоцелью. Это тупиковый путь. Как может быть у бесконечности конец?
Зоя: Наверное, через исполнительство человек ощущает себя живым. Это способ прожить жизнь, а не просто лежать на диване и ногой качать.
– Что бы вы делали с дополнительными 10 часами в неделю?
Виолетта: От ситуации зависит. Иногда хочется просто выйти на улицу и почувствовать пульс жизни, мне нравятся звуки города, природы. Все зависит от момента.
– Как переводится название Viola amabile?
Зоя: Изначально я первая подошла к Виолетте и предложила играть вместе. А сейчас главный энерджайзер в нашей команде — это Виолетта. И идея с названием принадлежит ей.
Виолетта: На одной из наших музыкальных встреч кто-то из друзей поинтересовался, когда же наконец мы придумаем название для нашего дуэта. Как-то я еду в троллейбусе, думаю над этим, и вдруг понимаю, что слово «Виола» объединяет нас с Зоей — это и мое имя, и название скрипки. А второе слово, «состоянческое», придумала Зоя — Амабиле, что означает «С любовью».
Автор: АртГранд
Дата публикации: 19.11.2021
Материал был использован в журнале «Город женщин»
Хотите стать учеником Музыкальной школы АртГранд?
Чтобы начать обучение в Музыкальной школе АртГранд, пожалуйста, заполните форму обратной связи:
Выбираете подарок для близкого человека?
Подарочный сертификат на обучение в Estrada ArtGrand Music School – это подарок, который точно не залежится на полке: в частной музыкальной школе Артема Шаплыко ученики учатся с удовольствием и получают качественное музыкальное образование!
Подробнее по телефонам: +375 29 381 2237, +375 29 781 2237
Ждем Вас по адресу: Минск, ул. Раковская, 16А, Революционная 8