Золотая музыка Орфея

Его имя со времен легендарной Эллады является символом музыки и любви. Его история до сих пор вдохновляет художников, писателей и музыкантов. Величайший певец и музыкант из греческих мифов — Орфей — почитал музыку божественным даром, откровением, смыслом. Древние греки почитали его как героя. 

Сын музы и музыкант из Фракии

Существовал ли такой человек на самом деле? Если да, то за несколько столетий до Гомера, так как великий поэт рассказывал о  музыканте в своих эпических поэмах. По некоторым источникам, есть еще более древние, до гомеровские упоминания про Орфея, однако самая основательная версия истории музыканта дошла до нас от великих римских поэтов Вергилия и Овидия.

«Орфей в окружении животных». Древнеримская мозаика из Палермо

«Орфей в окружении животных». Древнеримская мозаика из Палермо

В соответствии с древними мифами, Орфей, наделенный сверхчеловеческими музыкальными способностями, поэт и пророк из Фракии, был сыном музы Каллиопы (покровительницы эпической поэзии) и речного бога Эагра (потомка знаменитого титана Атланта, поддерживавшего на своих плечах небесный свод). Родился Орфей в Пиерии, под Олимпом, на юго-западе Македонии, в излюбленном месте пребывания муз.

«Каллиопа обучает Орфея музыке». Александр-Огюст Гирш, 1865

«Каллиопа обучает Орфея музыке». Александр-Огюст Гирш, 1865

По другим версиям, отцом Орфея называют златокудрого Аполлона, который подарил будущему музыканту золотую кифару (предшественница лиры). Древние легенды гласят, что пение Орфея и его игра на кифаре доводили до слез даже диких зверей и неодушевленные камни, а реки меняли свое русло только для того, чтобы услышать его музыку. Когда он путешествовал с аргонавтами, волны и ветер смирялись, зачарованные дивной музыкой.

 «Орфей и животные». Себастьян Вранкс, 1595

«Орфей и животные». Себастьян Вранкс, 1595

Орфей, стремившийся к всеобщей гармонии, чувствовавший ее постоянно, смотрел на жизнь восторженно. Говорили, что его внешность и характер соответствовали сладости его игры и пения, восхваляющих красоту мира и чудо любви. По одним свидетельствам он играл на семиструнной лире. Древние философы считали, что каждая из семи струн его лиры соответствовала одному из состояний человеческой души и заключала в себе закон одной науки и одного искусства. По другим свидетельствам лира Орфея состояла из девяти струн — в честь девяти муз, среди которых была и мать фракийского певца.

«Орфей». Дж. М. Сван, 1896

«Орфей». Дж. М. Сван, 1896

Греки были уверены, что Орфей научился тайной мудрости в Египте. Для этого он отправился в город Самофрас, а оттуда — в Египет, где жил при храме Мемфиса. Там произошло его посвящение в египетские мистерии. Через некоторое время он вернулся в Грецию. Согласно этому преданию, само имя Орфей («исцеляющий светом») было дано ему при посвящении.

Орфей и Эвридика

Знаменитая легенда гласит о его глубокой и бесконечно нежной любви к нимфе Эвридике. Любовь была взаимная. Счастье Орфея и Эвридики было беспредельно. Здесь гармония воплотилась в своей идеальной форме.

«Орфей и Эвридика». Фредерик Лейтон

«Орфей и Эвридика». Фредерик Лейтон

Существует множество вариаций истории о том, как Орфей встретил возлюбленную и женился на ней, но все рассказчики повествуют, что через некоторое время она была укушена разъяренной змеей и погибла. Охваченный горем, Орфей отправился в страну мертвых, чтобы попытаться вернуть Эвридику к жизни.

«Орфей». Скульптор Антонио Канова, 1775-1777

«Орфей». Скульптор Антонио Канова, 1775-1777

Своим пением и игрой он очаровал перевозчика Харона и пса Цербера — хранителей реки Стикс. Его музыка и просьба настолько тронули Аида, царя подземного мира, что Орфею разрешили взять Эвридику с собой обратно в мир жизни и света. Однако Аид поставил условие: покидая его страну, Орфею и Эвридике было запрещено оглядываться назад.

«Орфей, выводящий Эвридику из царства мертвых». Жан Батист Камиль Коро

«Орфей, выводящий Эвридику из царства мертвых». Жан Батист Камиль Коро

Поднявшись к выходу в страну живых, Орфей снова увидел солнце и повернулся, чтобы разделить свой восторг с Эвридикой. В этот же момент она исчезла.

«Орфей и Эвридика». Джордж Фредерик Уоттс

«Орфей и Эвридика». Джордж Фредерик Уоттс

Лебедь и Лира

Безутешный, скитался музыкант по земле, не находя покоя. Но вскоре и его самого настигла гибель от рук фракийских женщин, которые назвали его врагом за то, что он избегал их после смерти Эвридики.

«Орфей, растерзанный фракийскими женщинами». Бальдассаре Томмазо Перуцци (XVI век, Рим). Деталь фриза Виллы Фарнезина в Риме

 Однажды захмелевшие вакханки набросились на него подобно стае хищных птиц, разорвали на куски, а голову и лиру бросили в волны Гебра. Вся природа ужаснулась и облачилась в траур. Расчлененные конечности Орфея были собраны и похоронены музами.

«Нимфы, нашедшие голову Орфея». Джон Уотерхаус, 1900

«Нимфы, нашедшие голову Орфея». Джон Уотерхаус, 1900

Древнегреческие мифы гласят, его лиру поместили на небесах в виде созвездия, Орфей также был помещен на небо в образе Лебедя. По другой версии, тень Орфея спустилась в Аид, где соединилась со своей единственной возлюбленной. По версии, изложенной Овидием, вакханки, растерзавшие Орфея, были наказаны Дионисом — превращены в дубовые деревья.

Орфей и история культуры

Орфей на протяжении тысячелетий присутствовал в творчестве поэтов и философов, композиторов и писателей, музыкантов и  художников. И сегодня ему посвящаются произведения современного искусства: театральные и кинопроекты, музыкальные композиции, произведения изобразительного искусства и т. п. Что придает мифу об Орфее такую непреходящую силу? Наверное, это преклонение перед чудесной силой его искусства, способной покорять объективную реальность, перед красотой, внутренней и внешней, этого гения,  перед непостижимой глубиной его любви и верности, и не важно, миф он или реальный человек.

«Орфей». Алессандро Варотари, 1649

Морис Дени «Орфей и Эвридика», 1910

Самой большой популярностью Орфей пользовался у композиторов всех жанров. Легенда об Орфее была предметом самых первых опер. Итальянский композитор и певец Якопо Пери, один  из основатель жанра, написал оперу «Эвридика», премьера которой состоялась во Флоренции в 1600 году.

В том же году другой флорентиец Джулио Каччини создал свою версию «Эвридики» с использованием того же либретто. Опера была впервые исполнена в дворце Питти во Флоренции в 1602 году.

Опера «Орфей» Клаудио Монтеверди 1607 года была во многом основана на оригинале Пери. Итальянский композитор сочинил ее для придворного представления во время ежегодного карнавала в Мантуе.

https://www.youtube.com/watch?v=wni1GVRlMtc&t=3s

Благодаря сочетанию блестящего мастерства, музыкальных инноваций и нового подхода к драматургии он заложил основу того, что мы сегодня называем оперой (хотя он называл ее favola in musica или «басней в музыке»).

https://www.youtube.com/watch?v=3Ma4OelX45I

Его версия заканчивается вмешательством Аполлона, который уносит Орфея на небеса, где он узнает в звездах подобие Эвридики.

https://www.youtube.com/watch?v=wl4YGUUTLxo

Одна из самых первых опер во Франции принадлежит перу итальянца Луиджи Росси. Бежавший из Рима композитор, нашел прибежище при дворе Людовика XIV и кардинала Мазарини. Здесь в 1647 году он поставил оперу об Орфее и Эвридике.

https://www.youtube.com/watch?v=uoyHl6SjuY8&t=1s

Особенностью «Орфея» Росси является введение в действие Аристея, который по легенде, увидев Эвридику, потерял голову. Эвридика остается верна Орфею и в ответ на признания Аристея она поет арию Mio Ben («Мой любимый, страдание с тобою для меня было бы сладостнее, чем радость с другими»). Тогда отвергнутый Аристей начал преследовать ее, убегая от него, нимфа наступила на змею.

Французский композитор и теоретик музыки эпохи барокко Жан-Филипп Рамо сочинил кантату «Орфей» приблизительно в 1721 году. Он создал многослойную драму любви, сомнений и потерь с выразительными ариями и смелыми речитативами.

Одной из вершин мирового оперного творчества явилась опера немецкого композитора второй половины 18 века Кристофа Виллибальда Глюка «Орфей и Эвридика». Премьера этой оперы состоялась в Вене в 1762 году. Как и в случае с «Орфеем» Монтеверди, опера получила счастливый конец.

https://www.youtube.com/watch?v=AyBBZBTaWxE

Либретто для последней оперы Франца Йозефа Гайдна «Душа философа, или Орфей и Эвридика» (1791), было написано Карло Франческо Бадини, который, наоборот, изменил оригинальную историю, добавив драматическую заключительную сцену. Эта опера, предназначавшаяся для лондонской сцены, осталась неоконченной. Загадочно название оперы. Ряд музыковедов высказывают предположение, что философ это Орфей, а душа его — Эвридика. Находившаяся в забвении полтора столетия, опера была поставлена лишь в 1951 году  и пользуется с тех пор неизменным успехом у публики.

https://www.youtube.com/watch?v=Fk58rWYoS-o

Ференц Лист, венгро-немецкий композитор, пианист, дирижер, крупный представитель музыкального романтизма, написал симфоническую поэму «Орфей» в 1854 году и продирижировал этим произведением в Веймаре.

 https://www.youtube.com/watch?v=cowfD_m3Jp4

Более 150 лет идет классическая оперетта «Орфей в аду» французского композитора, театрального дирижера, основоположника и наиболее яркого представителя французской оперетты. Первое исполнение состоялось в 1858 году в Париже.

https://www.youtube.com/watch?v=8rqC1b7brSY

Знаменитый хореограф Джордж Баланчин считал, что композитор Игорь Стравинский — это Орфей ХХ века. Возможно, именно поэтому Баланчин в 1946 году предложил композитору написать музыку к балету «Орфей». Игорь Стравинский создал балет в 1948 году.

Здесь лишь самые знаменитые музыкальные произведения, посвященные Орфею, из известных нам, начиная с XVII века, то есть  созданные на протяжении 400 лет композиторами эпохи  Возрождения и барокко, классицизма, романтизма, ХХ века.

Но имя Орфея известно более 3000 тысяч лет. Значит существовали и более ранние музыкальные произведения в его честь, наряду с литературными и философскими шедеврами Гомера, Горация, Овидия, Вергилия, Платона, Геродота и др.

Об Орфее писали поэты – немец-философ Гете, русский символист Валерий Брюсов, французский поэт и философ Поль Валери и многие другие. У одного из самых влиятельных австрийского поэта-модерниста XX века Райнера Рильке есть замечательные строки:

Да, он – Орфей. Его метаморфоза

жива в природе. И не надо знать

иных имен. Восславим постоянство.

Орфею на протяжении веков посвящались произведения изобразительного искусства. И сегодня вновь и вновь возвращаются к его истории поэты и драматурги, музыканты и художники, режиссеры и хореографы. Такова сила личности легендарного музыканта, которая на протяжении тысячелетий все также восхищает и волнует людей.

Почитайте другие статьи из нашей энциклопедии ArtGrand:
https://artgrand.by/category/encyclopedia/