«Турецкий марш» или «Рондо в турецком стиле»?

Музыка «Турецкого марша» Моцарта знакома многим, но далеко не все знают, что это не отдельная пьеса, а третья часть фортепианной Сонаты № 11 ля мажор композитора. И называется эта часть «Рондо в турецком стиле» (Rondo alla turca).

Когда «Соната для фортепиано № 11 ля мажор» была написана, точно не известно, но предполагается, что в 1783 году в Вене. А ноты сонаты были впервые изданы в австрийской столице в 1784 году музыкальным издательством Artaria & Co.

Первая и вторая части сонаты № 11 оказались не так популярны в среде музыкантов-исполнителей, как третья часть Rondo Alla Turca. И музыканты, и слушатели, не спрашивая композитора, самовольно переименовали третью часть в «Турецкий марш».

Стилистика «Турецкого рондо» напоминала австрийцам звучание турецких военных маршей, которые жители Вены впервые услышали  в 1699 году, когда в столицу Австрии прибыла турецкая делегация, чтобы отпраздновать заключение Карловицкого мирного договора, завершившего очередную австро-турецкую войну, продолжавшуюся 16 лет. Охрану делегации Османской империи несли янычары (турецкая пехота), их делегацию сопровождал янычарский военный оркестр, который дал несколько публичных концертов для жителей Вены. Австрийцы пришли от янычарской музыки в восторг, многие музыканты стали пытаться имитировать эту музыку на европейских музыкальных инструментах, и даже появились фальшивые турецкие оркестры, когда австрийские музыканты надевали на себя янычарскую одежду, и играли на привезенных из Турции инструментах.

Но только в оригинале янычары играли не на фортепиано, а в основном на барабанах, поэтому у Моцарта звучание более тихое и мягкое. Но ритм передан абсолютно правильно.

Стиль турецко-янычарской военной музыки называется по-турецки «мехтер». Руководитель оркестра — «мехтербаши», вместо дирижерской палочки он держал в руке бунчук — длинную палку с конским хвостом на конце. Даже после того, как в 1826 году турецкий султан Махмуд II по внутриполитическим соображениям ликвидировал янычарский корпус (вместе с оркестрами «мехтер такими»), в Европе продолжали выступать «янычарские оркестры» вплоть до конца XIX века, и европейская публика с удовольствием собиралась послушать зажигательные турецкие марши.

В «Турецком рондо» Вольфганг Амадей Моцарт переложил традиционную оркестровую турецкую военную музыку для исполнения на фортепиано, в результате чего слушать музыку в турецком стиле стало возможно в любом доме, где были рояль или пианино. Хотя существуют и аранжировки «Турецкого марша» для оркестрового исполнения.

Современные турецкие военные оркестры, восстановленные в турецкой армии в 1952 году, играют в основном в европейском стиле. Поэтому звучание настоящего янычарского оркестра представить, хотя бы приблизительно, можно только прослушав «Турецкое рондо» Моцарта.

Неизвестно, как отнесся Вольфганг Амадей к тому, как публика переименовала его «Турецкое рондо», но, скорее всего, ему было не до этого, ведь Rondo Alla Turca он никогда не называл своим главным произведением, для него это было всего лишь одно из многих других его произведений. Однако если сейчас попросить кого-нибудь не задумываясь назвать любое произведение Моцарта, чаще всего называют именно «Турецкий марш».

 

Интересно, что Моцарта очень любят в Турции. В Стамбуле проводится ежегодный Фестиваль классической музыки имени Моцарта. В некоторых стамбульских школах мелодию «Турецкого марша» даже используют вместо школьного звонка — считается, что у музыки Моцарта есть лечебный эффект, и она помогает предотвращать стрессы у детей.