Интересные факты из истории органа

 

  • Древними прообразами органа были вавилонская волынка, флейта Пана, китайский язычковый духовой инструмент шэн и др. В древнегреческих мифах рассказывается, что бог пастухов Пан придумал себе новый музыкальный инструмент, соединив несколько тростниковых трубочек, чтобы музицировать с веселыми нимфами в прекрасных долинах и рощах. Для того чтобы играть на этом инструменте, нужна была физическая сила и хорошая дыхательная система.

  •  В III веке до нашей эры александрийский грек Ктесибий построил гидравлос — подобие органа, в котором для звукоизвлечения использовалось давление воды. Конструкция была описана такими учеными, как Герон Александрийский, Витрувий, Афиней и Плиний Старший. По сведениям историков этот инструмент использовался во времена императора Нерона для создания музыкального аккомпанемента на гладиаторских боях. Изображение гидравлюса встречается на монетах того времени.

Гидравлюс — водяной орган

  • В 7 веке светский инструмент орган повелел устанавливать в соборах Папа Римский Виталий. После этого начали создавать специальные, церковные органы, а центром их конструирования стала Византия.

Берлинский кафедральный собор

  • В переводе с древнегреческого organum означает «орудие», или «инструмент». А в средневековой Руси «органом» называли «всякий звучащий сосуд».

 

  • Средневековые европейские органы имели очень большие клавиши, а расстояние между ними было настолько велико, что музыканты играли не пальцами, а ударяли по клавишам кулаками или локтями, поэтому органисты должны были обладать недюжинной физической силой. Только к XV веку размер клавиш уменьшился, число труб увеличилось, а клавиатуры приобрели современный вид.

  • В последующие эпохи орган постепенно совершенствовался, (особый вклад в его развитие внесли итальянские и немецкие мастера), что происходит и до сегодняшнего дня – с целью сделать инструмент еще более удобным для исполнения.

 

  • Временем расцвета, или «золотым веком органа», считается эпоха барокко (XVII-XVIII века). Композиторы, сочинявшие органную музыку: Иоганн Себастьян Бах, Иоганн Адам Рейнкен, Иоганн Пахельбель, Дитрих Букстехуде, Джироламо Фрескобальди, Иоганн Якоб Фробергер, Георг Фридрих Гендель, Зигфрид Карг-Элерт, Генри Пёрселл, Макс Регер, Винсент  Любек, Иоганн Людвиг Кребс, Маттиас Векман, Доменико Циполи.

Собор Парижской Богоматери

  • Орган изготавливался всегда индивидуально, его размер зависел от величины здания, в котором он устанавливался. Высота инструмента могла достигать 15 метров, ширина — 10 метров, глубина — 4 метров. Вес такого сооружения измерялся в тоннах.

 

  • Органы — духовые инструменты и для получения звука в них необходимо нагнетать воздух. Столетиями этим занимались специальные люди — кальканты. Во время игры они вручную надували органные меха. Существовали также ассистенты органиста, которые переключали звуковые регистры. Машины пришли на смену людям только в начале 20 века. Сегодня воздух нагнетают мощные электрические вентиляторы..

Собор Святой Сесилии. Альби. Франция

  • Труб в органе несколько тысяч. Длина самой большой трубы более 10 метров, самой маленькой – несколько сантиметров. Диаметр больших труб измеряется в дециметрах, а маленьких — в миллиметрах. Трубы органа изготавливают из металла и дерева. Формы труб весьма разнообразны — это конус, цилиндр, двойной конус и другие. Трубы располагаются рядами, причем не только вертикально, но и горизонтально. Каждый ряд обладает голосом какого-либо инструмента и называется регистром. Регистры в органе исчисляются десятками и сотнями.

Этот уникальный механизм зарегистрирован как самый большой и громкий музыкальный инструмент в мире. Орган находится в концертном зале в Атлантик-Сити, штат Нью-Джерси. Эта конструкция, насчитывающая 33 тысячи труб, выдает звук в 6 раз громче самого мощного паровозного свистка.

  • Наибольшее распространение получили трубы из сплава свинца и олова. Это очень мягкий материал, поэтому детали музыкального инструмента очень легко повредить. Чтобы добраться к верхним трубкам устройства, мастерам по обслуживанию и ремонту органа приходится перемещаться не только по ступеням внутри инструмента, но и по некоему подобию строительных лесов.

 

  • Система управления органом — пульт, который иначе называют органной кафедрой. Здесь располагаются мануалы – ручные клавиатуры, педаль — клавиатура для ног, а также большое количество кнопок, рычагов и контрольных лампочек.

 

  • Количество ручных клавиатур на органе может быть от двух до шести, и располагаются они друг над другом. Количество клавиш на каждом мануале — 61, что соответствует диапазону пяти октав. Ножная клавиатура, при помощи которой извлекаются очень низкие звуки, имеет 32 широко расставленные педальные клавиши.

Кафедральный собор. Гранада. Испания

  • Звуковые возможности инструмента очень велики, в его голосовой палитре можно найти очень разнообразные краски. Орган способен имитировать звуки многих музыкальных инструментов, а также пение птиц, шум деревьев, звон рождественских колокольчиков.  Кроме этого, звуковой частотный диапазон инструмента находится в пределах, захватывающих области инфра и ультразвука.

Калинградский Кафедральный собор

  •  Изобретение радио, телефона, телеграфа в начале ХХ века дало толчок к созданию радиоэлектронных инструментов. Появилось новое направление в музыкальной культуре – электромузыка. Одним из первых электромузыкальных инструментов стал телармониум (динамофон). Его можно назвать прародителем электрооргана. Создал этот инструмент американский инженер Тадеус Кэхилл. Инструмент состоял из 145 электрогенераторов, настроенных на различные частоты и по телефонным проводам передающих звуки. Этот инструмент весил около 200 тонн, имел длину 19 метров.

  • Вслед за Кэхиллом советский инженер Лев Термен в 1920 году создал уже полноценный электромузыкальный инструмент, получивший название «Терменвокс». Исполнителю даже не нужно было прикасаться к инструменту, достаточно было перемещать руки относительно вертикальной и горизонтальной антенн, меняя частоту звука.

 

  • Самым популярным электронным музыкальным инструментом стал электроорган, который сделал американец Лоренц Хаммонд в 1934 году. Основой электрооргана стала модернизированная клавиатура от фортепиано. Каждая клавиша двумя проводами соединялась с электросхемой, и при помощи переключателей извлекались звуки. Этот ученый создал инструмент, который звучал, как настоящий духовой орган, но был меньше по размерам и весу. Инструмент стали использовать вместо обычного органа в церквях США. Музыканты также оценили электроорган по достоинству, в число знаменитостей, использовавших электроорган, вошли  The Beatles, Deep Purple, Yes и другие.

  • В Бельгии в середине 1950-х годов инженером Антоном Пари была разработана новая модель электрооргана. Орган Пари отличался от органа Хаммонда электростатическим тон-генератором. В Европе эта модель стала довольно популярной.

  • В Советском Союзе молодой советский инженер-электронщик Леонид Иванович Федорчук на заводе «Электроизмеритель» в Житомире в 1964 году изобрел первый электроорган отечественного производства под названием «Романтика». Принцип генерации звука в этом инструменте был не электромеханический, а электронный.

 

  • Электроорган был создан для электронной имитации звучания духовых органов, но затем появились инструменты для исполнения духовной музыки в храмах, для концертного исполнения популярной, рок-музыки, джаза, для любительского домашнего музицирования, а также появились программируемые электроорганы.

  • Скоро первому электрооргану исполнится век, но популярность его не ушла. Этот музыкальный инструмент универсален — подходит для концертов и студий, для исполнения церковной и современной популярной музыки.

Учимся играть на органе в Музыкальной школе Artgrand!

Не многие музыкальные студии могут предложить обучение на органе: для этого нужны квалифицированные органисты и соответствующие качественные инструменты. Мы предлагаем вам занятия в нашей школе, а также в online-формате – если в вашем распоряжении есть инструмент.

Наши преподаватели органа – опытные музыканты, специализирующиеся на этом уникальном инструменте. Под их руководством вы научитесь играть любимые произведения, как органные, так и любого другого жанра и направления.

Заполните заявку на нашем сайте или позвоните по телефонам
+375 29 381 2237,
+375 29 781 2237:
мы проконсультируем вас, ответим на технические и организационные вопросы, поможем выбрать формат занятий и запишем на первый урок.

Вы можете оставить заявку для записи на обучение игре на органе, заполнив форму ниже: 


    Выражаю свое свободное, однозначное и информированное согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой в отношении обработки персональных данных.