Акустическая гитара. История и интересные факты

Акустическая гитара. История и интересные факты

Гитара — второй по популярности музыкальный инструмент в мире после фортепиано. По некоторым статистическим данным 6,5 % населения планеты умеют играть на гитаре (в той или иной степени). Гитара имеет сравнительно небольшие размеры, мобильна, а также относительно проста в освоении технических приемов игры.

гитара

Предки гитары

Гитара относится к инструментам-хордофонам, в которых звук извлекается в результате колебаний струны, натянутой между двумя точками. Некоторые историки считают, что хордофон древние люди изобрели, заметив, что натянутая тетива лука может звучать.

  • Предполагается, что первые хордофоны появились в медном веке. Изначально корпус-резонатор делали из пустотелых сосудов и других объемных предметов: панциря черепахи, высушенных плодов тыквы или выдолбленных деревянных отрезков ствола. Деревянный корпус, составленный их верхней и нижней деки и боковин придумали в Древнем Китае в начале I тысячелетия нашей эры. Оттуда эта идея перекочевала в арабские страны, воплотившись в мавританской гитаре, а в VIII – IX веках пришла в Европу.

Кифара

Предшественниками гитары считаются кифара и цитра — щипковые инструменты без грифа, на которых играли в Древнем Египте и Древней Греции, а чуть позже — и в Риме. Гитару же ученые относят к семейству лютни, так как она имеет не только корпус, но и гриф.

 

  • Прообраз гитары с корпусом и грифом, на котором струны зажимаются пальцами, находится в экспозиции Археологического музея в Каире. Найденный археологами артефакт, изготовленный из очищенного кедра с декой из сыромятной кожи, имеющий три струны и даже медиатор, прикрепленный к инструменту с помощью шнура из конского волоса, был создан в Древнем Египте 3500 лет назад и принадлежал музыканту Хар-Мозе при дворе царицы Хатшепсут, первой женщины-фараона Египта.

Древняя гитара

  •  Древнейшее изображение хеттского барда и гитариста нашли на руины Аладжа-Хююка недалеко от турецкого города Чорума. Сейчас этот барельеф можно найти в Музее Анатолийских Цивилизаций в Анкаре. Как пишут некоторые исследователи: «Если 3300 лет назад кто-то потратил время, чтобы высечь ваше изображение на камне, вы, должно быть, тронули несколько сердец…»

 Предполагается, что слово «гитара» произошло от греческого «кифара», которое превратилось в Средние века в латинское cithara. С течением времени латынь также претерпевала изменения – слово имело вид quitaire, и в романо-германских языках стало звучать как guitar.

гитара Апполона

Виуэла и лютня

В 1500-х годах самые ранние гитары выглядели и звучали как виуэлы и лютни. У виуэлы был небольшой овальный корпус, звуковое отверстие и 4 ряда струн. Виуэлу можно услышать и сегодня. Лютня имела четыре или пять хоров (парных струн, настраиваемых в унисон). Позже общее количество струн лютни увеличилось до четырнадцати, а иногда доходило аж до тридцати шести. Играли на лютне плектром (медиатором).

Виуэла Лютня

  • В XVI веке лютня была очень популярна, как электрогитара сегодня. Она звучала во дворцах и хижинах, а лютнеисты почитались не меньше нынешних рок-звезд. Для лютни создавались  специальные пьесы – прелюдии, преамбулы, ричеркары, пересочинялись мадригалы, канцоны, дворцовые и уличные танцы. Композитор Винченцо Галилей – отец знаменитого астронома, автор трактатов о музыке был известнейшим лютнистом-виртуозом XVI века. Оценить его лютневую музыку можно, прослушав «Прелюдию, Танец, Ричеркар».

Выдающимся лютнистом Италии эпохи ренессанса, прозванным современниками «божественным», был Франческо да Милано.

Лютня

«Сюита для лютни: канцона и танец» Франческо да Милано в исполнении Владимира Вавилова.

  • Мастеров, которые изготавливают гитары, называют «лютье». По всей видимости название этой профессии произошло от лютни.

 Латинская гитара

Развитие и преобразования лютни и виуэлы привели к появлению в Италии латинской гитары, которая к XII веку была уже хорошо известна в Европе, встречаясь в трех-и-четырехструнном исполнении. Сформировались к этому времени плоский корпус, слегка вытянутый в «талии»; резонаторное отверстие, расположенное посередине; шейка с грифом, снабженном порожками.

Латинская гитара

А к XVII веку латинская гитара и виуэла эволюционировали в барочную гитару. Гриф удлинился, корпус стал уже, появилась талия. Барочная гитара имела 5 парных струн (иногда 6), настраиваемых в унисон. Ее звучание уже напоминало современную классическую гитару с нейлоновыми струнами – ближе к трэвэл-гитаре.

барочная гитару

Испанская гитара

В период позднего Средневековья и начала Нового времени центром развития музыки была Испания. Здесь получила распространение мавританская гитара — результат эволюции и синтеза лютни и виуэлы, а также четырехструнного инструмента под названием «уд», завезенного арабами еще в VIII веке.

Уд

  • Уд состоял из корпуса в виде груши, короткого безладового грифа и головки. Подобные инструменты использовались на Ближнем Востоке, в Северной Африке, Кавказе, балканских странах и Центральной Азии на протяжении столетий. На юге Пиренейского полуострова в IX веке во дворце в Аль-Андалус служил персидский ученый Зирьяб. Он, к тому же музыкант и поэт, считается основателем андалузской классической музыки. Играя на уде, используя в качестве медиатора клюв орла, он добавил пару дополнительных струн и создал прообраз гитары.  Изменившийся к нашему дню уд и сегодня можно услышать на Востоке.

Мавританская гитара имела овальную форму, широкий корпус  с несколькими резонаторными отверстиями. Для струн, вместо кишок животных, стала использоваться медь. Играли на такой гитаре как при помощи медиатора, так и с помощью пальцев. Гитара была инструментом аккомпанирующим, имеющим четыре двойные струны.

Мавританская гитара

Испанская гитара была создана на основе  мавританской гитары. По легенде, в XVI веке Висенте Эспинель добавил гитаре пятую струну, и именно она стала известна в Европе как испанская гитара. Но на ней использовалась аккордовая техника, потому что сложно было вести мелодию из-за двойных струн. Для сольных партий музыканты использовали виуэлу и лютню.

Испанская гитара

  • Все гитары того времени преимущественно были инструментом с пятью рядами струн. Затем некоторые испанские гитаристы начали прибегать к упрощенной настройке, отказываясь от двойных струн, что значительно обедняло низкий регистр гитары. Возможно, для того, чтобы сделать звучание инструмента более богатым, некоторые мастера начали добавлять шестую струну.

Испанская гитара

К концу XVIII века великий гитарный мастер Антонио де Торрес Хурадо придал испанской гитаре законченные классические формы.  Его основная форма используется до сих пор.

Научиться играть на таком инструменте стало проще, поэтому почитателей гитары стало больше. Сегодня испанская гитара называет классической, применяется как в академической музыке, так и при исполнении песен музыкантами-любителями в развлекательных целях.

Гитара

  • Испанская гитара стала популярна и у любителей и у профессиональных музыкантов, появилось немало произведений для этого инструмента, на формирование репертуара оказал значительное влияние живший в конце XVIII – начале XIX века итальянский композитор и гитарист-виртуоз Мауро Джулиани.

Русская гитара

В России XVIII – XIX веков музыка была чрезвычайно популярна. Широкое распространение испанской гитары в Москве и Петербурге подтолкнуло русских музыкантов к созданию инструмента на испанской основе, но с российским колоритом. Мастера использовали наработки англичан с их народными инструментами из рода цистр, а также французов. Аббат Морлане в 1788 году в Париже изобрел 7-струнную гитару. В конце XVIII века она появилась в России и по версии некоторых исследователей ее доработал, изменив ее строй на терцовый, Андрей Осипович Сихра, основоположник гитарного искусства в России, который написал для гитары около тысячи музыкальных сочинений и обработок народной и академической музыки. Так появилась русская семиструнная гитара.

Русская гитара

Сегодня ее иногда называют цыганской. Ее строй отличается от привычной шестиструнной, а сферой применения на протяжении XIX и XX веков стал аккомпанемент при исполнении русских романсов. Сегодня русская гитара встречается реже, хотя продолжает использоваться бардами и коллективами, исполняющими традиционную музыку.

двенадцатиструнные гитары

 

 

Другие разновидности гитары

В 1773 году ван Хекке создал 12-струнную гитару, имевшую шесть парных рядов струн, настраиваемых в унисон, либо в октаву при классическом строе, которую он назвал «бисзекс» (дважды шесть). Типичная функция двенадцатиструнной гитары – ритмическая. Такая гитара отлично подходит для аккомпанемента, из-за чего любима бардами во всем мире. А сольные пьесы, исполненные на ней приобретают магическую глубину и воздушность.

гитара

В Англии, а затем и в Америке в XVIII веке появилась английская гитара – так назывался инструмент грушевидной формы с 5–12 парными струнами. Второе название инструмента – цистра (не цитра). Цистра была чаще всего с двойным или тройным рядом струн. Металлические струны, которые перебирали пальцами или медиатором, придавали ей более легкий тембр и выдавали более популярный, чем у лютни, «сочный» звук, который больше подходил для исполнения серьезной музыки.  Если лютня, сложная в игре, была доступна только музыкантам-профессионалам, то менее дорогая цистра, более удобная по размеру и простая для обучения, больше подходила для любителей.

Семистурнная гитара появилась также в XIX веке в Бразилии, ее так и называют – бразильская 7-струнная гитара.

Некоторые классические и фолк-гитаристы используют 8-струнные гитары. Такой инструмент позволяет получить более широкий диапазон и использовать нестандартные настройки.

Десятиструнную гитару — декакорд — разработали итальянский гитарист Фердинандо Карулли и французский гитарный мастер Рене Франсуа Ласот в 1826 году. Было выпущено много конфигураций таких арфа-гитар, ноособую популярность гитара с десятью струнами получила, когда испанский гитарист Нарсисо Йепес в 1964 году исполнил «Аранхуэсский концерт» Хоакина Родриго с Берлинским симфоническим оркестром. На нем он впервые представил публике десятиструнку, которую создал совместно со знаменитым гитарным мастером Хосе Рамиресом III.

На такой же 10-струнной акустике играет российский гитарист Юрий Наумов, один из немногих представителей русского рока, который не имитировал стиль западных рок-групп, а сумел сделать равнозначный вклад в мировую музыкальную культуру.

Во второй половине XIX века упрощенные гитары – машети да браса, обладающие меньшим размером, всего с 4 струнами и 12 ладами, были завезена португальцами с острова Мадейра на Гавайские острова. Там этот инструмент получил свое новое название – укулеле. Свою популярность этот инструмент завоевал после выступлений гавайских музыкантов в рамках Тихоокеанской выставки в Сан-Франциско в 1915 году.

 

В нашей музыкальной школе Вы можете осуществить свою мечту и научится играть на гитаре с нуля в любом возрасте!
Наши занятия проходят как оффлайн, так и онлайн. География наших учеников — все континенты мира.
Чтобы записаться на уроки по гитаре, заполните, пожалуйста, форму ниже и мы свяжемся с Вами!


    Познакомится с нашими профессиональными педагогами, имеющими высшее образование Вы можете по ссылке ниже:
    https://artgrand.by/learn/guitar/