Татьяна Черноморец

Преподаватель, концертмейстер

Записаться

Фортепиано, обучение игре на фортепиано людей старшего возраста

Почитайте интервью с Татьяной, чтобы узнать больше о педагоге!

Музыкальная  школа Артема Шаплыко собирает вокруг себя уникальных людей, ярких педагогов и интересных учеников разных возрастов. Татьяна Черноморец — учитель с большим стажем, который работает как с малышами, так и со школьниками, а так же со взрослыми людьми, желающими заниматься музыкой, с особенными детьми и людьми, которые, выйдя на пенсию, решили учиться игре на фортепиано. Татьяна находит общий язык со всеми. Мы поговорили с ней о том, когда начинается любовь к музыке, об учебе, работе и школе «Артгранд», где она трудится сегодня.  

Первые шаги в музыке

Я родилась в Пружанах Брестской области, где в госпитале служили мои родители — военные врачи. Оба увлекались музыкой. Мама играла на фортепиано, она из Ленинграда, в детстве и юности занималась музыкой частным образом, тогда это было принято. Отец учился в детстве игре на скрипке. Кажется, что фортепиано в доме было всегда, сколько себя помню. Наверное, по этой причине игра в куклы и обучение игре на фортепиано были для меня, совсем маленького ребенка, ежедневными и одинаково увлекательными занятиями. Фортепиано было очень красивое с бронзовыми подсвечниками. Особенно я любила «играть» что-то свое, как все дети, когда родители зажигали свечи.

Когда мне исполнился год, папу перевели в Полоцк. В шесть лет мама отвела меня в музыкальную школу, где я успешно сдала вступительный экзамен. И когда зачислили меня в первый класс, мне папа подарил огромный букет ландышей! Ландыши стали для меня одними из любимых цветов.

Школа

Полоцкая школа всегда считалась очень сильной у нас в Беларуси. И с педагогами мне повезло. Я очень любила выступать на академических концертах, особенно на родительских собраниях — ведь на них всегда присутствовали мои родители и это был праздник! Домой к нам часто приходили гости и я с удовольствием играла для них.

Мои родители мечтали, чтобы я стала врачом. Ведь в роду, по папиной линии  были хирурги, родной дядя – рентгенолог. Мамина мама была заведующей аптекой на Невском проспекте в Ленинграде.  Но я сказала родителям, что, пока я вырасту, они всех больных перелечат.  Что касается моих сыновей, они закончили музыкальную школу, но один стал дизайнером, а другой занялся логистикой.

Училище

После 9 класса я поступила в Брестское музыкальное училище. На втором курсе, параллельно с обучение игре на фортепиано, я работала концертмейстером, в это время в музыкальной школе открыли подготовительную группу для пятилеток, и мне предложили работать педагогом. К моему счастью, училище и школа были рядом, да и отношение заведующего фортепианного отделения ко мне было хорошее, поэтому она всегда шла мне навстречу, если были накладки с занятиями в училище. В школе педагоги делились методическими наработками, посещали друг у друга уроки, и, набираясь опыта, я поняла, что будущая профессия мне очень нравится.

Родители всегда хотели, чтобы я была рядом, и поэтому я распределилась поближе к ним — в Солигорск. Директор музыкального училища хоть и предлагал мне остаться в Бресте, пошел навстречу и договорился с Солигорской музыкальной школой, куда меня приняли на работу концертмейстером. Я была концертмейстером у скрипачей, у духовиков и у народников. В школе было много талантливых детей, и я ездила с ними на все конкурсы как концертмейстер. Эти конкурсы мне многое дали и как педагогу. Ведь после каждого конкурса, комиссия приглашала педагогов с концертмейстерами, и разбиралось каждое выступление конкурсанта. Отмечалась работа педагога, достижения и ошибки.

Педагогика

Через год мне дали учеников, и я совмещала работу концертмейстера и педагога. Работа мне очень нравилась, и я даже удивлялась, зачем нужны перерывы между уроками и как можно уставать от работы.

Когда сыновья пошли в школу, я во время отпуска, на протяжении нескольких лет вместе с ними ездила в детский оздоровительный лагерь «Дубрава» ОАО «Беларуськалий», где работала воспитателем, лагерь находился в сосновом бору, было много интересных мероприятий, ходили в походы с ночевками, а когда открылся детский санаторий «Зеленый бор» меня пригласили, во время летних каникул работать театральным руководителем. Я организовывала музыкальные мероприятия, ставила спектакли и мюзикл. Санаторий находится в 9 км от Солигорска, и во время учебного года я с педагогами музыкальной школы организовывала выездные концерты наших учеников в санаторий.

Об увлечениях

 Всегда хотелось учиться чему-то новому. Когда открылись первые курсы, я окончила курсы массажистов в Солигорске. Профессиональные массажисты и медики, которые принимали экзамены по окончании курсов, отметили, что у меня очень хорошо работают руки, спросили откуда такая чувствительность пальцев. Я ответила, что с шести лет занимаюсь на фортепиано.

Также я прошла курсы повышения квалификации в Институте туризма Белорусского государственного университета физической культуры по инновационным  технологиям в туристско-экскурсионной деятельности и методике руководства тургруппой.

 Однажды сын подарил мне сертификат в автошколу Сергея Овчинникова на курс «Экстремального и спортивного вождения программы подготовки автогонщика в школе экстремального вождения». Первые занятия проходили на тренажере. Упражнение «перехват руля» у меня получился с первого раза, в отличие от других, которые имели большой стаж вождения, и здесь мне помогла техника игры на фортепиано. Курсы проходили в конце декабря, а через месяц после их окончания позвонил сам Овчинников и предложил сняться в рекламном ролике его школы. В течение съемки шел дождь со снегом, все упражнения, повороты и развороты выполнялись на льду, из-под колес летел снег… Это было эффектно, снято под музыку, мне подарили диск с записью.

Я пыталась пробовать себя и в других сферах, пройдя семинар по программе обучения: «Практика эффективных продаж» ООО «Аплай логистик» и курсы повышения квалификации по инновационным технологиям в туристическо-экскурсионной деятельности и методике руководства тургруппами. Имея большой отпуск в школе, я с огромным удовольствием возила группы туристов от турфирм: «Голубая птица», «Тревел» в Сант-Петербург, Болгарию.

 Учителя и ученики

В «Артгранд» я пришла по приглашению директора этой школы Артема Шаплыко. Мы знакомы с ним еще со времен Солигорска, когда он делал первые шаги в музыке. Помню, как ко мне на урок в подготовительную группу привели маленького мальчика. Родители Артема очень серьезно относились к занятиям сына, конспектировали каждый урок.

Хорошо запомнился один из первых конкурсов. Артем в красивом костюме и нарядной рубашечке подошел к инструменту, поклонился, я помогла ему забраться на стул, пододвинув две подставки под ноги. С этих баррикад можно было упасть… Сначала комиссия была занята какими-то своими разговорами, отнесясь к конкурсанту не слишком серьезно, ведь он был младше всех по возрасту. Да и что может такой маленький ребенок сыграть… Артем исполнил этюд, и комиссия начала затихать. Потом была крупная форма, и все уже слушали, а когда он играл третье произведение — пьесу «Старый автомобиль», я увидела, что члены жюри начали буквально танцевать на стульях. Как только Артем закончил, кто-то из комиссии крикнул «Браво!», и конкурсанту стали аплодировать, хоть это и не принято. Затем объявили 1-е место! В итоге маме сказали, что мальчик должен учиться в Минске. Но родители решили, что ребенок должен жить в семье, да и музыкальная школа в Солигорске хорошая, педагоги сильные.

Вскоре я с семьей переехали в Минск. А через несколько лет Артем продолжил учебу в Минске и, будучи студентом академии музыки, уже выступал в филармонии. Я очень благодарна маме Артема, потому что она всегда звонила мне за несколько дней до выступления Артема. И, конечно, я с огромным удовольствием шла на все концерты, в которых он принимал участие. А потом мы потеряли друг друга из виду. Но как-то раз мне позвонил Артем и рассказал, что открыл музыкальную школу, и пригласил меня в гости. Мне все понравилось! Я тогда работала в государственной школе, и когда Артем предложил мне взять несколько учеников, я сразу согласилась, а через год полностью перешла  в «Артгранд».

Музыкальная школа «Артгранд»

В «Артгранд» я разработала программу для учебного курса по специальности «фортепиано». В пояснительной записке к этой программе я подчеркнула, что музыкальная школа «Артгранд» не предусматривает конкурсный отбор детей, поэтому все желающие могут     быть приняты к нам без вступительных экзаменов. Я много лет участвовала в приемных комиссиях в различных музыкальных школах и не раз сама проводила экзамены, поэтому знаю, что не все дети могут раскрыться в нервозной обстановке на вступительных экзаменах, а некоторые малыши даже особо не понимают, что от них требуют. В «Артгранд» мы принимаем детей фактически с любого возраста, без экзаменов. Моему самому младшему ученику на момент поступления в школу было 3 года и 7 месяцев.

Есть старинная инженерная поговорка, которая гласит, что экономить можно на всем, кроме фундамента. Я считаю, что фундамент в обучении музыке — это первые уроки, которые очень важны. Поэтому с первых же шаг ов я стараюсь заинтересовать ребенка музыкой, открыть ему эту чудесную, загадочную страну и помочь полюбить ее, при этом не отрывая ребенка от привычного уклада жизни. Материал, который я даю на своих занятиях, тщательно отобран мною и выполняет мои педагогические задачи.

Ребенок приходит на первый урок и уже хочет играть на инструменте. Поэтому я стараюсь не растягивать этот процесс. При помощи обучающих игр мы овладевает музыкальной грамотой и клавиатурой, причем не каким-то маленьким ее кусочком, например, первой октавой, а на первом же уроке изучаем весь инструмент. Одна из важнейших задач педагога — зажечь в ребенке интерес к музыке, но вместе с интересом необходимо прививать и любовь к работе. В детстве закладываются не только основы знаний, но формируются музыкальное мышление и умение работать. Очень важно, чтобы обучение игре на фортепиано было в удовольствие для детей!

Ученики

Педагоги школы «Артгранд» работают не только с детьми, но с людьми разного возраста. Все желающие могут учиться в нашей школе, с каждым учеником преподаватель работает индивидуально, ориентируясь на его возможности.

Например, одной из моих учениц 85 лет. Она пришла на обучение игре на фортепиано с нуля. Она — творческий человек, кандидат биологических наук и поэтесса. Родилась в семьи сельского учителя, окончила с медалью школу, работала в Армении, потом вернулась на родину, в Беларусь. У нее несколько изданных сборников стихов. Дома есть инструмент, который остался после обучения ее уже давно взрослых детей и внуков. Как-то она увидела интервью с Артемом Шаплыко в одном из изданий, связалась с ним, они договорились, и она пришла ко мне на первый урок. Ее любимый репертуар на фортепиано — романсы. Когда я предложила ей принять участие в концерте и сыграть для зрителей, она поначалу не согласилась. Тогда я пригласила на урок Артема, которым она восхищается, как талантливым и известным музыкантом. Он пришел, послушал, сделал много комплиментов, и сумел убедить ее выступить. Сейчас, когда она играет на концертах,  получает море аплодисментов от зрителей. Выступать на сцене — по ее словам, для нее настоящий душевный подъем, хотя у нее времени очень мало — нужно много писать, работать с издательствами.

Есть ученики, которые учились в музыкальной школе в детстве, но работают совсем в других сферах. Одна из моих учениц когда-то занималась в музыкальной школе, затем получила совсем не музыкальное образование и стала работать по специальности, а через пару десятков лет приобрела инструмент и пришла в школу Артема Шаплыко. Мы восстановили ее технику игры на фортепиано и пошли по программе дальше, а позже и ее муж пришел заниматься к нам в школу. Супруги часто выступают вместе на концертах школы.

В прошлом году мама привела сына учиться в «Артгранд», а через несколько уроков и сама стала ученицей школы.

Однажды Артем предложил мне позаниматься с девочками-близнецами, которые являются аутистами. Я никогда до этого с такими учениками не работала. Но Артем объяснил, что будет помогать их мама. Девочки играли на двух фортепиано в одном кабинете, мама стояла между нами, и я все объясняла через нее. Через некоторое время она смогла сесть, а я попыталась работать напрямую с детьми. Много было всевозможных моментов, но через какое-то время я поняла, что надо попытаться работать с ними один на один. Мама очень сомневалась, получится ли. Но получилось, все пошло неплохо, мы даже на концертах играли. У аутистов необычная память, они запоминают пластами. Мы играли с девочками много произведений, и они никогда не жаловались на усталость.

Я работала и с незрячей ученицей, и считаю этот опыт удачным. Как-то мне позвонила администратор школы и спросила, могу ли я дать несколько уроков по фортепиано взрослой девушке, полностью незрячей. Я как-то видела на конкурсе слепую девочку, которая прекрасно играла. Но очень сомневалась, смогу ли я так научить? Тем не менее, я согласилась. Девушка пришла на урок, рассказала, что она играет «К Элизе» Бетховена, и попросила объяснить ей некоторые тонкости работы с этим произведением. Я тогда сказала, что придется поработать около двух месяцев. Но когда начала с ней заниматься, поняла, каким образом можно все объяснить быстрее, и сделала это за два урока.

Программа и личные предпочтения учеников

Произведения, которые я предлагаю ученикам к изучению, сначала исполняю сама, чтобы ученик услышал и смог понять, нравится пьеса или нет. А затем, до того как мы приступаем к музыкальному тексту, я рассказываю о композиторе, его окружении, эпохе, и тогда ученику проще создавать музыкальный образ. В занятиях музыкой, помимо техники, очень важна духовная составляющая.

Большинство взрослых учеников приходят обучение игре на фортепиано, имея свои любимые произведения, личные предпочтения и вкус. Они просят дать им понравившееся произведение и, понимая что оно для них слишком  сложное, спрашивают: а не сильно ли обидится композитор? На что я отвечаю, что единственное, что может навредить композитору — когда его музыку вообще не играют.

Считаю, что мечты должны сбываться в любом возрасте, и если взрослый человек хочет заниматься «с нуля» или желает восстановить былые навыки и идти дальше, он должен обязательно прийти к нам в школу «Артгранд».

Записаться на обучение игре на фортепиано для детей и взрослых к Татьяне:


    Выражаю свое свободное, однозначное и информированное согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой в отношении обработки персональных данных.

    Следите за нашими новостями и акциями в социальных сетях:

    📸 Instagram

    👍 Facebook