«Лунная соната» Людвига ван Бетховена

Услышав ее первые звуки практически любой человек мгновенно узнает и произведение, и автора. Действительно, это, вероятно, одна из самых известных, если не самая известная сольная фортепианная пьеса из когда-либо сочиненных.  

Портрет Людвига ван Бетховена. Работа Кристиана Хорнемана, 1803 год

Кому посвящена соната

Соната No14 до-диез минор была написана в 1801 и опубликована в 1802 году. На титульном листе оригинального клавира зафиксировано посвящение Джульетте Гвиччарди — юной аристократке, ученице Бетховена. 17-летняя графиня Гвиччарди, приехавшая из Италии, и 30-летний композитор познакомились в конце 1800 года. Бетховен учил ее музыкальному искусству и не брал денег за это. В благодарность девушка расшивала ему рубашки.

Джульетта Гвиччарди

В этот период Бетховен все больше чувствовал ухудшение слуха, тем не менее продолжал пользоваться успехом в венском высшем обществе и имел множество учеников в аристократических кругах. 16 ноября 1801 года он писал своему другу Францу Вегелеру в Бонн: «Перемена, происшедшая во мне теперь, вызвана милой чудесной девушкой, которая любит меня и любима мною. В эти два года было несколько волшебных моментов и впервые я чувствовал, что женитьба может сделать человека счастливым».

Однако Джульетта предпочла Бетховену знатного графа Венцеля Роберта фон Галленберга, за которого вышла замуж в 1803 году.

Когда появилось название «Лунная»

Сонате для фортепиано № 14 до-диез минор, ор. 27, № 2 сам Бетховен никакого названия не давал. Он опубликовал ее под итальянским названием Sonata quazi una Fantasia, что переводится как «соната в духе фантазии». В ней нарушена традиционная сонатная последовательность частей: «быстро-медленно-быстро». Музыкально-драматическое развитие идет от медленной первой части к бурному финалу.

Бетховен при жизни не исполнял публично свою сонату-фантазию, играя ее только в частном порядке для избранных слушателей, потому что сонаты считались интимными произведениями, не подходящими для масштабных выступлений. Тем не менее, нетрадиционная пьеса Бетховена, каким-то образом сразу после появления стала суперхитом. Это даже несколько раздражало самого композитора, который как-то заметил своему ученику Карлу Черни: «Все только и говорят, что о до-диез-минорной сонате! Я же писал лучшие вещи!»

Появление знаменитого названия «Лунная» для своей знаменитой  сонаты No14 композитор не застал. Немецкий поэт, романист и музыкальный критик, Людвиг Рельштаб познакомился с Людвигом Бетховеном в Вене незадолго до смерти композитора. Он послал Бетховену несколько своих стихотворений, надеясь, что тот положит их на музыку. Композитор  отметил некоторые из них, но ничего больше сделать не успел. Когда посмертно исполнялись произведений Бетховена, Рельштаб, услышав сонату, восторженно отметил, что начало напоминает ему игру лунного света на глади озера. С тех пор это произведение и получило название «Лунная соната».

Против подобного наименования не раз возражали, в том числе знаменитый русский композитор, пианист, дирижер, музыкальный педагог Антон  Рубинштейн. «Лунный свет, — писал он, — предполагает лирическую мечтательность, а не драматизм! Лунный свет вызывает мажорное настроение, а в сонате царит минор. Если первая часть производит подобное впечатление, то это слишком ничтожно для того, чтобы называть из-за этого так всю сонату…»

Три части

Соната состоит из трех частей: Adagio sostenuto, Allegretto, Presto agitato. Первая часть производила и производит огромное впечатление на слушателя. Композитор Гектор Берлиоз находил в первой части сонаты «поэзию, невырази­мую человеческими словами».

 

Кстати, звуки, открывающие «Лунную сонату» по которым весь мир ее узнает, являются не мелодией, а аккомпанементом. Мелодия возникает не сразу, как в романсах и песнях, когда звучание инструмента предваряет вступление певца. Зато, когда мелодия наконец появляется, внимание слушателя оказывается полностью сосредоточено на ней.

Вторая часть является полной противоположностью первой — это жизнерадостная, почти веселая музыка. Великий Ференц Лист назвал вторую часть сонаты «Цветком среди пропасти». Действительно, некоторым слушателям кажется, что вступление очень похоже на едва раскрывшийся бутон, а уже вторая часть – это само цветение. Также вторую часть сонаты принято сравнивать с танцами эльфов из «Сна в летнюю ночь» Шекспира. Но если вслушаться глубже, можно заметить в этой части оттенки сожаления, словно счастье, даже если оно и было, оказалось слишком скоротечным.

Ференц Лист

Третья часть разражается гневом и смятением. Все три части сонаты объединяет тончайшая мотивная работа: второй мотив главной темы из первой части звучит в первой теме второй части. Помимо этого, многие выразительнейшие элементы из первой части нашли отражение и развитие именно в третьей. Непрофессиональные музыканты, исполняющие первую часть сонаты, редко подступаются ко второй части и никогда не замахиваются на третью, требующую виртуозного мастерства.

Некоторые исследователи его творчества, считают, что в этом произведении Бетховен предвосхитил позднее творчество композиторов романтиков и называют сонату первым ноктюрном.

Отзывы великих

Эту сонату чрезвычайно ценили Фредерик Шопен и Ференц Лист. В 1842 году Лист, увенчанный мировой славой, отправился в Россию, где выступил в Петербурге с пятью концертами, в одном из которых играл «Лунную сонату». Среди слушателей был восемнадцатилетний Владимир Стасов, в будущем выдающийся критик-искусствовед. «Ничего мы еще не слыхивали на своем веку, — вспоминал он об этом вечере, — да и вообще мы никогда еще не встречались лицом к лицу с такою гениальною, страстною, демоническою натурой, то носившеюся ураганом, то разливавшеюся потоками нежной красоты и грации».

Владимир Стасов

Через годы Стасов, слушая «Лунную сонату» в исполнении Антона Рубинштейна, написал: «…понеслись вдруг тихие, важные зву­ки точно из каких-то незримых душевных глубин, издалека, издалека. Одни были печальные, пол­ные бесконечной грусти, другие задумчивые, тес­нящиеся воспоминания, предчувствия страшных ожидании… я в те минуты был беспредельно сча­стлив и только припоминал себе, как за 47 лет раньше, в 1842 году, я слышал эту самую вели­кую сонату в исполнении Листа, в III петербург­ском его концерте… и вот теперь, через столько лет я опять вижу еще нового гениального музы­канта и опять слышу эту великую сонату, эту чуд­ную драму, с любовью, ревностью и грозным уда­ром кинжала в конце — опять я счастлив и пьян от музыки и поэзии».

Антон Рубинштейн

Русский критик и композитор Александр Серов (отец известного живописца Валентина Серова) назвал «лунную» сонату «одной из вдох­новеннейших сонат» Бетховена и «Памятником любви».

Знаменитый французский писатель и музыкальный критик Ромен Роллан пишет, что свобода сочетается в сонате со строй­ностью, что «чудо искусства и сердца, — чувство проявляет себя здесь как мощный строитель. Единство, которого художник не ищет в архитек­тонических законах данного отрывка или музы­кального жанра, он обретает в законах собственной страсти».

Ромен Роллан

«Лунная соната» в искусстве. Интерпретации

Эту сонату иг­рает в пору сердечных отношений с мужем герои­ня «Семейного счастья» Льва Толстого (главы I и IX), также это музыкальное произведение «звучит» и в «Чистом понедельнике» Ивана Бунина.

В 1920 году был снят немой короткометражный фильм о Бетховене, сюжет которого основан на одной из фантазий о происхождении Сонаты для фортепиано № 14 до-диез минор.

Большую популярность получила аранжировка Гленна Миллера для джазового оркестра.

«Лунная соната» звучит и в обработке оркестра Поля Мориа.

«Лунная соната» Бетховена в исполнении оркестра Джеймса Ласта (Beethoven «Moonlight Sonata»- James Last Orchestra).

Известный современный гитарист Марсель Робинсон создал переложение этого произведения для гитары.

Скульптор Пауль Блох представил в 1995 году мраморную скульптуру, названную «Лунной сонатой».

В живописи произведение также получило свое отражение, благодаря творчеству Ральфа Харриса Хаустона и его картине «Лунная соната».

Жан Дельфиль «Лунное озеро»